Делимся советами для тех, кто хочет повысить эффективность обучения. Подробно расскажем какие шаги помогут добиться желаемых результатов.
![Как повысить эффективность обучения: рабочие советы](https://media.fulledu.ru/documents/covers/1k86/66757abb9b862509460801c2/article66757abbadd4d4.69205640.jpg)
Способность учиться помогает во многих сферах жизни. Рассказываем, как повысить эффективность обучения самому, от чего она зависит и какие методы работают лучше всего. Пару советов можно взять на заметку для детей и подростков.
Из материала вы узнаете, почему заучивание наизусть не помогает, зачем ставить промежуточные цели и как лучше вести заметки — от руки или в электронном виде.
Установка четких целей и планирование
Планирование особенно пригодится при самообразовании, когда подгонять придется самого себя. Цель и составленная программа будут мотивировать и напоминать, ради чего вы учитесь.
Четкость целей
Желания учиться недостаточно. Целеполагание мотивирует и сфокусироваться на результате. Возможностей вокруг много, в них легко запутаться и почти сойти с ума. Но если вы не до конца понимаете, зачем идти на новый курс, вы рискуете быстро сдуться.
Эффективная цель — измеримая, конкретная и достижимая. Укажите, какими навыками хотели бы обладать, и добавьте временные рамки. После выполнения необходимых задач вы должны получить результат — это цель.
Примеры:
- за три месяца научиться писать код;
- за восемь месяцев перейти на уровень Intermediate в английском;
- за два года стать кулинаром;
- за два месяца освоить навык слепой печати и тратить на работу 6-7 часов в день вместо 8.
Планирование действий
План — маршрут, по которому нужно двигаться для достижения цели. Вы сможете распределить время и ресурсы и четко увидеть, почему выбранные действия важны для получения результата.
Задачи можно ставить без привязки ко времени или прописывать их с конкретным сроком. В первом случае вы ориентируетесь на освоение навыка.
Разберем на примере. Человек захотел получить профессию SMM-специалиста, пока параллельно работает в офисе. Поставил срок в год для плавного вхождения в сферу.
Какие этапы получится выделить:
- за неделю найти подходящий курс или индивидуального наставника;
- за 6-7 месяцев пройти обучение;
- за неделю составить портфолио и резюме;
- за месяц найти первых заказчиков.
Этапы можно дробить на мелкие задачи — расписать подробнее, сколько времени будет затрачено на освоение нового навыка.
При необходимости меняйте цели и планы. Не будьте диктатором по отношению к себе. Сохраняйте спокойствие, если что-то пошло не так: если выполните 50-80% всех задуманных планов — это уже классный результат.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/667540044fb78e8273027cd2/article66754004dee689.13665983.jpg)
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754012a578160a760a09f2/article6675401266ef32.15213825.jpg)
Эффективное управление временем
Чтобы успевать учиться и жить, стоит построить график: выделить приоритеты и оставить время для отдыха.
Приоритизация задач
Когда дни и месяцы расписаны, сложнее отклоняться от намеченной цели. Но трудно определить, какие задачи важнее других.
Как расставить приоритеты в обучении:
- Отделяйте срочное от важного.
Вы хотите пойти в автошколу и пройти курсы повышения квалификации. Обе задачи важны, но через полгода сентябрь, а вы планировали научиться водить и возить ребенка в школу и на кружки. Нынешний доход и положение на работе вас устраивают, даже если в ближайшие полгода не будет изменений. В приоритете остается автошкола. - Разделяйте задачи с одинаковым приоритетом. Можно руководствоваться личным интересом, желанием и т.п.
Копирайтер хочет научиться делать лендинги и писать посты в социальные сети. Обе задачи равносильны и важны для него — просто разные навыки. Но он выбирает первым делом научиться писать лендинги: исходит из будущего гонорара и любви к формату текста. - Отказывайтесь от хороших, но ненужных задач. Нормальная практика пересматривать приоритеты, чтобы оставаться на верном пути.
После обучения новой профессии у вас стоит задача узнать, как составить резюме. Но времени не остается: вы уже работаете с клиентами, которые приходят по сарафанному радио. На данный момент можно отказаться от составления резюме и вернуться к нему, когда будет время. Заодно укажите в нем проекты, с которыми удалось поработать.
Указанные принципы планирования можно применять ко всем сферам жизни и продумывать дни, недели и месяцы.
В процессе обучения хочется всё успеть, но не забывайте про сон, прогулки на свежем воздухе и правильное питание. Всё это улучшает самочувствие, а значит, вы сможете быстрее усваивать материал.
Техники управления временем
Времени всегда не хватает, но на самое важное его достаточно. Тайм-менеджмент позволит больше успевать, продуктивнее учиться и не забыть про здоровье. Подобрали несколько универсальных методик.
Метод помидора (Pomodoro)
Вам нужно засечь на таймере 25 минут и в течение этого времени сосредоточенно учиться или работать, не отвлекаясь. После сделайте перерыв 5 минут. Повторите три раза цикл из 25-минутного труда и 5-минутного перерыва. Сделайте длинный получасовой отдых.
Интервалы можно задать любые: если долго концентрируетесь, то можно увеличивать время до 45-50 минут.
Техника двух минут
Вам нужно выполнить какую-нибудь задачу, которая не займет более двух минут — оставить номер телефона в заявке на обучение или ответить на вопросы анкеты для курса. Плюс техники в том, что вы разгружаете мозг: эти задачи больше не стоят в списке.
Методика поможет, когда трудно начать какую-то задачу. Нужно прочитать книгу или большую статью, но вы откладываете и откладываете. Скажите себе, что потратите только две минуты (допустимо подставить любой промежуток времени — три, пять или 10 минут). Вы не заметите, как погрузитесь в книгу или статью.
Метод лягушки
В начале дня надо выполнить самое неприятное дело. Подсознательно мы откладываем задачи, но не перестаем тревожиться. Начните со сложного дела, а после занимайтесь более приятными. Заодно похвалите себя.
Используйте методику «Хронометраж» для понимания, на что уходит ваше время. Записывайте все действия, в том числе перерывы на перекусы, просмотр YouTube и скроллинг соцсетей. Спустя неделю наблюдений зафиксируйте выводы: возможно, получится выделить пару часов на обучение или продуктивные дела.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754bf14477e7a3ac000102/article66754bf143b8d2.16803011.jpg)
Использование разнообразных методов обучения
Метод обучения — это то, каким образом вы черпаете знания или практикуетесь. Способы учиться меняются. С появлением компьютера и интернета обычным делом стали образовательные блоги и видеолекции, а раньше люди получали знания в основном из книг.
Поиск наилучшего метода
Один метод подразумевает пассивную модель, когда вы слушаете лекцию, а в другом — вы активно взаимодействуете с лектором и присутствующей группой. Чем больше способов вы задействуете, тем эффективнее и быстрее усвоится информация. Одного чтения недостаточно.
Методы можно классифицировать по разным критериям. Рассмотрели распространенные:
- По форме организации:
- групповые — тренинги, разборы реальных случаев из работы;
- индивидуальные — самообразование, чтение полезной литературы. - По характеру взаимодействия:
- интерактивные — деловые игры, мозговые штурмы, обсуждения;
- фронтальные — лекции, вебинары. - По активности участников:
- активные — дискуссии, семинары, игры;
- пассивные — чтение книг, лекции, экскурсии.
Экспериментирование
Самый простой метод обучения — доклад или выступление, когда педагог или лектор объясняет тему в виде монолога, приводит доказательства, сравнения и примеры. Практика популярна в школах, высших учебных заведениях, в блогах на YouTube.
Классические варианты можно разбавлять современными способами обучения, сделать процесс получения новых знаний увлекательным:
- Разбор кейса. Ученики разбирают ситуацию из реальной практики. Прием помогает включить мышление, проанализировать и принять решение, как поступили бы вы. Разборы кейсов часто встречаются в бизнес-образовании.
- Проектный метод. Студенты разрабатывают проект, а педагог консультирует. Прием повышает самостоятельность, учит работать в коллективе.
- Деловые игры. Для учеников моделируют ситуации, и им нужно применить знания на практике, подготовиться к рабочим проектам.
Запись и визуализация информации
Новую информацию лучше фиксировать. Одновременно вы ее анализируете, выделяете главное, понимаете взаимосвязи.
Суть не в том, чтобы записывать, а потом перечитывать. Заметки помогают направить внимание: в голове остается информация, даже если вы больше не откроете конспекты.
Есть термин «практика извлечения»: когда вы пытаетесь вспомнить материал, с подсказками или без, и он остается в памяти надолго.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754c8e252176fea80bdec2/article66754c8eee3443.34091665.jpg)
Заметки и схемы
Заметки можно оставлять во время лекций, чтобы зафиксировать важные мысли, тезисы, вопросы. Схемы обычно рисуют после изучения темы.
Приведем несколько популярных методик конспектирования:
1. Интеллект-карты (майнд-карты).
Помогают схематично представить информацию. Обычно в центре ключевая тема или объект, а по сторонам — составные части.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754d9125efb21ba202f5b9/article66754d91c96a18.90339975.png)
2. Метод течения или потока.
Суть метода в том, что вы записываете собственные мысли по ходу лекции, а не повторяете слова преподавателя. Прием заставляет думать во время прослушивания. Но не сработает, когда важна точность пройденного материала и интерпретировать его по-другому не получится, допустим, при изучении медицинской темы.
3. Метод Корнелла.
Разделите лист на две части. Правая колонка побольше — добавляйте пояснения, заметки. В левой колонке пропишите основные тезисы. В нижнем поле фиксируйте выводы — идеально вернуться к ним спустя сутки.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754dbcdafa602e3c0b2e22/article66754dbc4fe9f7.48452973.jpg)
4. Метод предложений.
Прием тоже помогает думать во время слушания, выделять главное и не растекаться мыслями. Вам нужно фиксировать тезис на одной строке, и ему присваивать порядковый номер. Чтобы еще проще воспринимать материал, обозначьте слова разными цветами.
Использование технологий
Конспектирование от руки — это классика. Причем информация запоминается лучше, чем когда вы ее печатаете.
Но можно попробовать современные способы. Заметки обычно делают в электронном формате, когда используют приложения, личные кабинеты на образовательном портале или электронные документы.
Перечислим сторонние инструменты для визуализации данных:
- MindMup — сервис для создания интеллект-карт. Зарегистрироваться получится через аккаунт Google. Интерфейс несложный, но на английском языке. Работать в MindMup можно бесплатно, карты сохраняются на Google-диск. Но создавать неограниченное количество схем получится лишь в платном тарифе.
- Miro — интерактивная доска, на которую можно наносить заметки, графики, диаграммы. Можно подключать коллег, других учеников и вместе добавлять информацию из конспектов. Доступно много шаблонов, а работать получится с с любого устройства: внесли заметку с телефона, а вечером открыли ноутбук, и добавили новые мысли.
- Notion — сервис для создания заметок, таблиц, документов. Информацию можно разбить на блоки, а их перемещать как угодно — в одном месте получится собрать базу знаний по определенной теме. Можно добавлять ссылки на материалы по предмету, использовать Notion как ежедневник.
- Evernote — не самый простой онлайн-блокнот, но возможностей достаточно. В нем можно сохранять фото, веб-страницы, аудиозаписи, делать таблицы и заметки. Получится шифровать информацию, использовать метки. Evernote доступен для разных платформ.
Практика и повторение
Мы забываем почти половину информации через час после лекции. Не зря говорят, повторение — мать учения.
Регулярная практика.
Это лучший способ заучивать теорию. Если пока нет возможности применить знания в реальности, можно через практические способы и моделирование ситуаций запомнить информацию.
- Имитируйте экзамен.
Подготовьте вопросы, напишите их на листе и вытаскивайте как билеты на экзаменах. Вы поймете, какую информацию стоит повторить. На курсах или в учебных заведениях педагоги еще готовят тесты.
- Используйте метод «Дворец памяти».
Помните чертоги разума Шерлока? Техника действительно существует. Ее суть в том, что определенную информацию надо связать с объектом, комнатой, помещением. Чем иррациональнее, тем лучше — мозг проще запоминает необычные вещи.
Например, нам нужно выучить последовательность правления советских руководителей. Можно составить маршрут по комнате, где штаны ассоциировать с Хрущевым, а зеркало — с Брежневым.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754ea5033c86154b096525/article66754ea5520b20.66723568.jpg)
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754eb6d1d0bb637402b672/article66754eb6b6d363.75084277.jpg)
Джон Дженкинс и Карл Далленбах на основе эксперимента сделали вывод, что те участники, кто засыпал после получения информации, запоминали ее лучше тех, кто бодрствовал. Попробуйте также поэкспериментировать: изучать материал утром, днём и на ночь, — и оценить, когда вы помните конспект лучше всего.
Повторение
Выучить формулы, даты, иностранные слова сложнее. Помогут специальные методики запоминания информации.
- Интервальное повторение.
Материал необходимо повторять практически сразу, тогда меньше шансов учить заново.
Делайте через интервалы: сразу после чтения или прослушивания → через 20 минут после первого повторения → через 8 часов после второго → через сутки после третьего.
Промежутки условные. Можно их расширить, и повторять через несколько недель и месяцев.
- Активное припоминание.
Метод основан на извлечении информации из памяти. Попробуйте создать карточки: на одной стороне укажите вопрос, на другой — ответ. Возьмите три коробки. Первая коробка предназначена для карточек, которые надо повторять ежедневно, вторая — раз в три дня, третья — раз в шесть дней.
Достаньте карточку из первой коробки. Отвечаете правильно — карточка уходит во второй ящик, неправильно — остается. Вы будете повторять материал в зависимости от того, насколько хорошо его запомнили.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754efa252176fea80bdec5/article66754efacdaed3.75246025.jpg)
Иногда вебинар назначают на неудобное время, а сохранять его не планируют. На помощь приходят специальные сервисы для записи экрана рабочего стола, чтобы записать видео и пересмотреть его в свободное время:
- Экранная Камера — программа для захвата экрана с возможностью редактировать видео. Ролик можно сохранить в удобном формате, например, чтобы просматривать лекции в телефоне или на планшете. Программа с простым интерфейсом на русском языке.
- Bandicam — программа для записи видео в высоком качестве. Инструмент редактирования есть, но больше подходит педагогам, например, чтобы выделить что-нибудь курсором. Лекции можно напрямую выгрузить на YouTube. В бесплатной версии получится записать не более 10 минут.
- Free Cam — программа для скринкаста с возможностью обрезать видео, озвучить его, выложить в соцсети. Приложение бесплатно, сохраняет записи в формате WMV.
Сотрудничество и общение
Когда-то именно обмен опытом и знаниями помог человечеству выжить. Сейчас наша жизнь зависит не только от этого, но общение с профессионалами и наставниками делает обучение более эффективным.
Обмен опытом
Опытом обмениваются на семинарах, при наставничестве и кураторстве, на коллективных вебинарах и мозговых штурмах. Любой курс, обучение по работе или для личных целей будет включать общение с коллегами, наставниками и преподавателями. Мы черпаем информацию от компетентных людей.
Есть также непрямые методы обмена опытом, когда информацией может делиться одна сторона:
- создание базы знаний и подборок с полезными ресурсами;
- участие в узкотематических беседах;
- чтение или, соответственно, написание статей.
Групповые проекты
Групповые проекты помогают повысить мотивацию, особенно у молодых студентов, глубоко проанализировать материал.
Плюсы:
- общение, обмен идеями, взаимодействие;
- умение отстаивать свою позицию, объяснение с помощью доказательств и примеров;
- применение теоретических знаний на практике;
- выявление лидеров, которые ведут группу, координируют ее.
Например, в медицинской области можно придумать проект по изучению заболевания. Разделить участников на врачей, исследователей, пациентов.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k86/66754faf0ba26987a3058bc2/article66754faf599429.42398583.jpg)
Оценка и коррекция
Обучение проблематично оценить по показателям. Но можно получить представление, есть ли результаты и что нужно изменить, если их нет.
Оценка прогресса
Через оценку прогресса вы получите необъективные данные, но поймете, много ли материала усвоили, какие навыки сформировали.
Приведем основные методики:
- Тестирование. Его используют на курсах, платных обучениях. Самый простой способ оценить, что вы уже знаете, и какие проблемы надо восполнить.
- Обратная связь от наставника. Ментор — более опытный человек, и знает, какой прогресс можно ожидать на определенных этапах обучения.
- Результаты основной деятельности. Обучение было эффективным, если показатели в работе изменились. Можно оценивать по метрикам: количеству продаж, среднему чеку, скорости работы, темпам роста выручки.
Например, вы прошли курс, чтобы лучше продавать, быстрее налаживать коммуникацию с людьми. Если заметили, что стали увереннее в общении, а количество сделок выросло, значит, результат есть.
Коррекция плана
Поможет составление списка ожиданий и реальности. Нужно сопоставить выполненные задачи с намеченными. Например, вы планировали изучать по 20 новых слов на французском, но за месяц так и не сдвинулись с мертвой точки. Пора пересмотреть задачу: изменить количество слов или учить их раз в 2-3 дня.
При оценке прогресса можно ориентироваться на внутренние ощущения. Допустим, вам необходимо выучить язык для командировки. В качестве теста возьмите ситуацию из реальной жизни — заехать в отель, заказать такси или обед в кафе, и всё на французском языке. Если вы не можете вспомнить подходящие слова, составить правильно предложения, значит, нужно пересмотреть план: сдвинуть сроки, сделать акцент на ситуативных фразах.
Заключение
Чтобы обучение было продуктивным, а информация запомнилась надолго, советуем применить несколько хитростей:
- поставить цель и разбить ее на задачи;
- управлять временем с помощью техник — это поможет быстрее концентрироваться и не распыляться на другие дела;
- конспектировать и визуализировать информацию;
- повторять материал;
- оценивать свой прогресс.
Попробуйте разные советы из нашей статьи. Постепенно вы найдете подходящие для себя способы запоминать больше и эффективнее. Обучение станет в удовольствие, а не в тягость.