Ваш город:

Карантин: проверка родителей на прочность

9 апр. 2020 г.
0
544

Трудные испытания всегда ходят рядом с приятными моментами жизни. Конечно же, общение с детьми, которого нам так не хватает в обычном рабочем ритме, не поставишь в один ряд с трудностями. Но, с другой стороны, когда резко меняется режим жизни и выполнение повседневных обязанностей, отработанных до автоматизма, отступает на второй план, и вместо этого родителям внезапно приходится погружаться с головой в заботу о собственных детях – это становится проблемой.

Карантин: проверка родителей на прочность

Еще вчера взрослые считали, что обучение детей – обязанность школы. Но коронавирус внес коррективы в привычный семейный уклад. Карантин добавил россиянам время для общения в кругу семьи – больше, чем каникулы или длинные выходные в дни новогодних или майских праздников.

Интересный факт: исследования, со срезами по возрастным категориям, уровню образования родителей и прочим социальным критериям, указывают разное количество часов и минут, проведенных ребенком за неделю в общении с родителями. Среднестатистическое значение – 6-8 часов в неделю.

Насколько готовы взрослые к экзамену на родительскую зрелость, и в каких советах сейчас нуждаются?

Карантин – не каникулы!

Дети восприняли объявление карантина с воодушевлением, перепутав, на радостях, переход на дистанционное обучение с каникулами. Первый день карантина показал, что большинство школьников время, освободившееся от обязательного посещения школы, решили посвятить беззаботному ничегонеделанию, с тайными групповыми «вылазками» в торговые центры и другие места массового скопления народа, пока мамы и папы погружены в заботы.

Перед родителями, перешедшими на удаленную работу, и теми, кто продолжает трудиться в обычном режиме, возник целый ряд проблем.

С кем оставить детей?

Родителям срочно пришлось заняться организацией учебного процесса для одного или нескольких детей на дому, а также необходимых условий для удаленной работы. И это – в пространстве одной квартиры, с одним или, в лучшем случае, двумя ноутбуками, которыми большинство семей, обычно, пользуется поочередно! Когда все дома, и детям нужно выполнять домашние задания, а взрослым – работать, очередность использования домашних гаджетов установить сложнее.

Ситуация, когда ребенок остается дома, а родители отправляются на работу – не менее хлопотная: надо придумать, кто будет присматривать за школьником до возвращения родителей. Есть 3 возможных варианта:

  • приходящие няни или репетиторы, которым надо платить, что увеличивает нагрузку на семейный бюджет в сложных экономических условиях;
  • один из родителей берет отпуск без содержания; но, во-первых, неизвестно, когда закончится карантин, а больше, чем на месяц, взять отпуск крайне сложно, и, во-вторых, есть риск потерять работу;
  • срочный вызов бабушки – бесплатно, надежно, наиболее приемлемый способ организовать присмотр, пока родители на работе.

Бытовые вопросы в период карантина в каждой семье решаются в индивидуальном порядке, с учетом возможностей и привычного семейного уклада. Общих, приемлемых для каждой семьи рекомендаций просто нет.

Ясно, что родителям нужно проявить терпимость и организаторские способности. Но не стоит искать советы «знатоков» в социальных сетях, жалуясь на житейские неурядицы, возникшие в связи с карантином, а лучше потратить появившееся время на саморазвитие и показать пример детям.

Что касается организаторских способностей, то в семье не нужно демонстрировать лидерские качества. Наоборот, лучше решать бытовые проблемы сообща, при участии младших членов семьи, с помощью «мягкой силы». Дети непременно оценят, что их мнение имеет значение. Поэтому, выработанные на семейном совете, правила будут соблюдаться неукоснительно. Заодно у родителей появится возможность воспитать в детях чувство ответственности.

Кто проведет урок дома?

Мало кто из родителей имеет педагогическое образование, владеет знаниями методик и возрастной психологии школьников. В дополнение к этому, далеко не все дети школьного возраста приучены к самостоятельности. Особенно не хватает этого качества у учеников младших классов, в силу возрастных особенностей психики: малыши в этом возрасте не умеют надолго сосредоточиться на объекте, отвлекаются, быстро устают. У старшеклассников появляются новые соблазны, отвлекающие от учебы, они часто путаются в расстановке приоритетов, но уже по другим возрастным причинам. Поэтому вторая проблема, связанная с дистанционным обучением, сложнее первой.

Еще больше усугубляет положение отсутствие технических возможностей, например – интернета в удаленных населенных пунктах, большая нагрузка в сети, которая замедляет работу, недостаток специальных бесплатных площадок для передачи учебного материала, проведения дистанционных уроков. И самое трудное препятствие – компьютерная безграмотность учителей: оказывается, в XXI веке более 80% учителей не владеют базовыми знаниями ПК. Последний случай – самый трудный в условиях самоизоляции, и решить такую проблему в одночасье невозможно.

Тем не менее, если сроки ОГЭ и ЕГЭ можно передвинуть, то отменить итоговые аттестации нельзя, как и упростить требования или исключить из перечня вопросов обязательный программный материал. Поэтому родителям придется на время карантина взять на себя некоторые обязанности учителей, чтобы не допустить срыва образовательного процесса своих детей. А вот, это – тот самый случай, когда можно обменяться информацией в социальных сетях и на родительских форумах, чтобы помочь ребенку выучить урок.

Если с интернетом дела совсем плохи, то можно наладить телефонные контакты с учителями и администрацией школы, чтобы получать официальную информацию от источника.

Мнение психологов

На самом деле, карантин выявил одну наибольшую проблему: вынужденное пребывание в условиях ограниченного пространства. Люди настолько окружили себя технологиями, что непосредственные продолжительные контакты с семьей – самыми близкими, стали казаться серьезным испытанием.

Если взвешенно оценить сложившуюся ситуацию, то в списке повседневных домашних забот мало что изменилось: остались, как и раньше, стирка, уборка, приготовление пищи и т. д. Увеличилась, лишь, продолжительность времени общения с детьми. Поэтому общество встревожено обсуждает временные ограничения в перемещении, высказывая, подчас, недовольство «излишними» мерами. Выходит, не зря психологи считают, что длительное пребывание группы людей, даже самых близких, в условиях ограниченного пространства чревато неизбежными конфликтами.

Не факт, что это – последняя эпидемия. На нашей планете существует миллиарды вирусов и микроорганизмов, а их количество превышает численность людей настолько, что неизвестно, кто у кого в гостях. Человечество живет в новой реальности, которую необходимо принять и быть готовыми к новым испытаниям.

Важно вспомнить, что каждое испытание – «не за то, что…, а для того, чтобы…» Тогда дети почувствуют внимание и заботу в кругу близких людей, и постараются быть лучше, родители станут мудрее, семьи крепче, а пессимистичные прогнозы психологов – ошибочными.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
660
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
1012
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1423
Оставить свой комментарий

Ваш город: