Давайте подробнее рассмотрим, каким глава Минобрнауки видит будущее российской системы образования, какие заявления она делала, и что успела сделать за первое полугодие своей деятельности.
Ольга Васильева занимает пост главы Минобрнауки чуть более полугода, и уже можно составить некое представление о том, на своем ли месте она находится и какого курса планирует придерживаться на занимаемом посту. Исходя из информации, доступной в открытых источниках, в ближайшее время систему образования ожидают ощутимые изменения, и не факт, что это будет касаться внедрения каких-либо инноваций, а скорее наоборот – нужно ожидать "отката" некоторых реформ.
Давайте подробнее рассмотрим, каким глава Минобрнауки видит будущее российской системы образования, какие заявления она делала, и что успела сделать за первое полугодие своей деятельности.
Опасения не подтвердились
После назначения нового министра образования профессиональное сообщество начало говорить о настоящей катастрофе. Васильевой припомнили и ярко выраженную религиозность, и дружбу с Патриархом Кириллом и ряд трудов религиозно-патриотической направленности. Поговаривали, что в новом учебном году в российских школах будет изучаться Закон Божий и будут введены обязательные молитвы перед началом занятий.
Тем не менее, по истечении некоторого времени Ольга Юрьевна доказала, что ее личное отношение к религии никак не отразится на работе и, несмотря на слухи, такой предмет, как "Основы православной культуры", в школах не появится.
Новая метла метет по-новому
С приходом Васильевой в Минобрнауки произошли существенные кадровые изменения: в отставку ушли как некоторые заместители министра, так и руководители некоторых структур, находящихся под руководством ведомства.
Так же был создан Департамент контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений, который подчиняется непосредственно министру Васильевой. По словам министра, такой департамент необходим для контроля за госзакупками и условиями соблюдения госконтрактов.
Бесценный опыт прошлого
Отечественная система образования в последние годы столкнулась со многими инновациями, и, по мнению Ольги Васильевой, не все из них оказались эффективными в условиях российских реалий. Министр образования считает, что пришло время оглянуться назад и пересмотреть опыт советского образования, которое в свое время считалось лучшим во всем мире.
Естественно, подобные заявления главы Минобрнауки не означают, что будет производиться полная контрреформация российской системы образования с целью абсолютного возврата к советской системе образования, но многие современные направления развития педагогики уже сегодня пересматриваются с учетом опыта прошлых лет.
Вопрос ЕГЭ остается открытым
Отказ от вступительно-выпускных экзаменов и переход на ЕГЭ стал серьезным шагом для нашей образовательной системы. По мнению специалистов, которые настаивали на введении ЕГЭ, единый экзамен должен был решить множество проблем, связанных с поступлением в ВУЗы. На сегодняшний день многие эксперты признали, что такой ход оказался большой ошибкой. Все 15 лет, на протяжении которых проходит адаптация российского общества к ЕГЭ, единый экзамен постоянно подвергается резкой критике и сталкивается с множеством проблем:
- для детей ЕГЭ сопровождался и сопровождается большим стрессом;
- задания то слишком сложные, то слишком легкие;
- появились сомнительные конторы, продающие ответы на экзамен;
- и, в конце концов, на ЕГЭ тратятся огромные средства из бюджета.
На все эти проблемы Ольга Васильева обращает внимание практически во всех своих интервью и заявлениях, и она намерена провести переговоры с руководствами ВУЗов о возможности введения внутреннего вступительного экзамена в письменной форме. К слову, в некоторых учебных заведениях уже практиковались экзамены при поступлении на определенные специальности.
Сам ЕГЭ должен претерпеть изменения в плане уменьшения количества тестовых заданий. Но ни о какой его отмене речи быть уже не может!
Астрономия
Никто не сомневается, что с 2017/2018 учебного года школьные расписания пополнятся переметом "Астрономия". Откуда взять нужное время на его изучение? Новый министр образования уверена, что все очень просто – нужно убрать из расписания второй иностранный язык, а точнее перевести его на факультативную основу.
Кстати, многие специалисты и общественные деятели довольно критично отнеслись к внедрению этой дисциплины в школьную программу, называя решение Васильевой единоличным. Среди основных аргументов против такого решения выступает тот факт, что основное содержание курса астрономии уже давно входит в программу изучения физики.
Интересно, что в связи с введением нового предмета Рособрнадзор заявил о готовности разработать соответствующую программу ЕГЭ.
Религиозная культура
В четвертых и пятых классах уже несколько лет изучаются Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). Глава Минобрнауки обещает, что этот курс будет расширяться, и количество учебных часов на него будет увеличено.
Отметим, что данная инициатива нового министра образования не вызывает удивления. ОРКСЭ – культурологический предмет, способствующий укреплению "нравственных основ личности", а Ольга Васильева не раз заявляла, что нужно уделять больше внимания воспитательному компоненту подрастающего поколения в рамках системы образования.
Приостановление слияния ВУЗов
Министр Ливанов в свое время запустил процесс реорганизации ВУЗов, вследствие чего за два года их численность (включая филиалы) сократилось с 2486 до 1450. Ольга Васильева приостановила этот процесс, однако уже объединенные высшие учебные заведения на восстановление статуса-кво могут не рассчитывать.
Достойная зарплата учителям
Благосостояние и престиж профессии учителя – это один из приоритетов в работе нового министра образования. По ее словам, уже сегодня ведется подготовка нормативной базы, согласно которой заработная плата учителя будет состоять на 70% из базовой части и на 30% из стимулирующих выплат.
Вместо заключения
Сегодня трудно предугадать, к чему приведет задуманная Ольгой Васильевой контрреформация российской системы образования, но ее последствия определенно отразятся на всех участниках образовательного процесса.
Источники изображений: interfax.ru, минобрнауки.рф